Меню сайта

ЛЕТОПИСЬ   ДЕТСКОГО   САДА  №2 " ОКТЯБРЁНОК"
       В  г. Тутаеве, на бульваре, возле пруда, стоит белое двухэтажное здание.
    Это детский садик "Октябрёнок". У него есть своя история.
    7 ноября 1928 года при жакте № 3 города был организован первый детский сад. Его организаторами были – председатель жакта М.П. Мельникова, члены правления – Д.П. Ситников, А.Б. Боровский  и А.С. Никитская.
   Помещался садик в одной комнате дома № 54 по ул.Урицкого. Кухня была общая с квартиросъёмщиками дома №50 , что создавало большие неудобства в работе. Посещало садик всего 23 человека – 1 группа, дети были только членов жакта.
    Штат состоял  из трёх человек: заведующая  – М.Н. Николаева, воспитателем работала  Л.М. Чистякова. поваром – Калинина, она же няня .
    Оборудование скудное, приобреталось за счёт  культфонда. Были 2 длинных стола, 4-е скамейки, необходимая посуда, незначительное количество игрушек, детские полотенца приносили родители.
    В 1931 году сад был переведён в помещение, где находится и в настоящее время и передан в городской бюджет. В этом здании сад занимал  две комнаты и общая кухня с квартиросъемщиками. Детей было 35 человек. На работу была принята Чернышова М.И., методической литературы совсем не имели, план работы составляли коллективно с воспитателями  № 2 части города, так как они имели опыт и помогали начинающим работникам, такие как  Егорычева, Киселёва , Мельникова, они были для нас авторитетом.
    В 1932 году  было передано саду ещё часть помещения, всё отремонтировано, но  приспособлено. Детей было – 75 человек. На работу пришли молодые девушки: Басава Е.Н., Надеинская, не имеющие образования, но имеющие желание работать с детьми. В 1935 году получили ещё комнату и увеличили  кол-во детей до 100 человек. На четвёртую группу принята Третьякова Е.М.  Дневной сон был  только у младшей группы.
    В 1939 году помещение полностью переоборудовано, организованы  две спальни, приобретена необходимая мебель: столы , стулья, игровой материал, участок был обнесён забором и оборудован.  Материальная база улучшилась. Заведующая, воспитатели Чернышова и Сорокина прошли курсы переподготовки.
    В 1940 году был проведён ремонт помещения, приобретены шкафы для верхнего пальто, шкафы для полотенец. Сад имел своё подсобное хозяйство –2-3 свиньи, участок земли, с которого получали свежие овощи. Штат был – 14 человек.  За это время работниками был  приобретён стаж и опыт работы с детьми,  с возложенными задачами справлялись.  
   Настал 1941 год. Фашисты напали на нашу Родину. Отцы детей пошли защищать страну. Детей в группе стало по 30 человек, не имея круглосуточной группы,  дети часто оставались в саду на ночь. Дежурство было по очереди, после работы сами заготавливали топливо, работали на земельном участке. Воспитатель Надеинская М. В. , ушла с работы, ей было трудно, два воспитателя ушли на фронт защищать Родину. Настало очень трудное для страны время.
   В течении всей войны  сад вёл переписку с родителями, которые ушли на фронт. Получали тёплые ответы, во всех письмах звучало быстрее прогнать врага, начать мирную жизнь. Например : ответ Асмолова Л.Н. от 3.11.1942 г. " От всей души благодарю Вас за Ваше письмо, которое я получил. Большое спасибо за заботу о моих детях, которые находятся на  вашем воспитании. Я, в свою очередь обязуюсь, до последней капли крови биться с немецкими  гадами, которые напали на нашу землю. Наша доблестная Армия наносит ежедневные удары по врагу, недалёк тот час, что армия фашистов будет разбита в пух и прах. Победа будет за нами." От 17.04.1942г. ответ с фронта от Кудрявцева В.И. – " Я Ваше письмо получил, благодарю за то, что вы нас не забываете. Я доволен, что моя дочь Галя, ходит в садик и уверен, что все ребята будут воспитаны так, как надо. Мы не считаемся своей жизнью, гоним немцев, бьём их, надеюсь, что скоро им  придёт капут".
     Таких писем было много, они воодушевляли нас на труд. Посылали им и посылки. Вот, что пишут лейтенант Чечет и танкист Лозыченко: -  "Дорогие ребята , примите от бойцов, командиров и политработников Северо- западного фронта сердечный братский привет. Благодарим вас за подарки, заверяем, что будем стойко и мужественно защищать вашу жизнь, ваше спокойствие. Ваши подарки воодушевляют нас на новые подвиги в борьбе, мы еще смелее поведём свои подразделения в бой с фашистами , не щадя своей крови, жизни за вашу счастливую жизнь".
       Как не трудно было в годы войны , мы старались внести радость в детскую жизнь, на все праздники дети получали подарки, родители посылали поздравления – вот что писала А. Рассолова через местную газету "Материнское спасибо", 1 Мая почтальон принёс газету с портретом Сталина, до слез были тронуты, так как открытка адресована дочке Азе, где её поздравили с 1 Мая.
В дни войны  все дни рождения отмечались, не имея возможности подарить лакомства, дарили игрушки – самоделки – это вносило большую радость в их жизни.
В годы войны в саду жили эвакуированные дети, не имеющие родителей. Витю усыновила В. Григорьева, Веру – З. Ф. Андрианова, Свету – М. И. Поляковы. Трудно было с питанием, взамен крупы получали зерно, сахара и масла было мало, но несмотря на трудности инфекционных заболеваний в саду не наблюдалось.
За годы войны работники получали от Роно  благодарности за заботу о детях. В 1942 получала почётную грамоту зав. Чернышова  – Отличник дошкольного воспитания, за отличную работу.   
  В 1948 году пришла работать Лебедева Л.В. ,окончив среднюю школу.В 1948 г. воспитатели Крюкова, Позднякова закончили заочно педучилище, Потемкина З. И. сдала экстерном в дошкольное педучилище, начиная с 1950 г. воспитатели проходили месячную переподготовку при г. Ярославле, все воспитатели участвовали в работе семинаров и методических объединениях, имели хорошую методическую литературу, мягкий инвентарь. В 1955 году сад приобрёл пианино, в 1957 г. сад сделал 29 выпуск.
Многие выпускники водят в сад  своих детей, например – Иванова, Булкин, Козлова, а воспитанница Шулетова И. Д. работает в детском  саду воспитателем. Многие получили высшее образование, такие как Наумова, Ступина, Круговихина, Головшикова, Носова, Кореневская и работают врачами, учителями, директорами. В саду 4 группы – 103 человека, сад находится на бюджете, обслуживает 15 человек: 6 воспитателей со стажем от 10 до 29 лет, музыкальный руководитель Шарова Е. М., завхоз – Шибанова, повар – Басова, 4 няни, дворник – все трудятся добросовестно, стараются, чтобы сад был передовым в городе. 
  В садике имеется твердый распорядок дня, который строго выполняется. Утро. Двор чисто выметен, кругом цветы, диванчики. В тени сидит мед. сестра. Она осматривает пришедших в садик детей. Осмотр закончен, дети здоровые одеты чисто и опрятно. Начинается утренняя зарядка, после которой дети мот руки и идут завтракать.  
В эти дни в старшей группе особенно оживленно. Дети последние дни в садике, они пойдут в школу. сегодня на занятии они повторяют стихи. Вот Лариса Касьянова декламирует:
Все мы маленькими были
В детский сад сюда ходили,
А теперь нас сад прости
В школу нам пора идти!
Занятие окончено. Дети идут играть на воздух. После обеда отдых. В 15.30 сад и двор наполняется  говором, смехом, песнями детворы.
Вокруг воспитательницы Александры Тимофеевны сидят дети, она рассказывает им сказки, другая учит лепить фигуры. Всем интересно.
Мы в комнате старшей группы. Здесь все радует: чистота, белоснежные скатерти, игрушки. Имеющиеся работы детей говорят, что их учат и прививают  им трудовые навыки.  Вот Роза Соловьева вспоминает : "Жалко, что сын расстается с садом. Спасибо воспитателям – хорошему другу детей и заведующей – М. Н. Николаевой". Это мнение большинства родителей, дети которых посещают детский сад.  
1957 год –на участке разбит фруктовый сад, весь участок озеленён, цветут цветы,  сбор урожая даёт возможность использовать свежие овощи в питании детей. С выходом нового руководства для воспитателей, работа в саду стала проходить более четко. На основе его внимание педагогов направлено на решение задач всестороннего  развития личности ребёнка, коллектив много работает над собой, чтобы улучшить приёмы обучения на занятиях. С этой целью составлено много докладов, аккуратно посещают методические объединения, открытые занятия. Проводится работа с родителями, проводим собрания, беседы, выступаем по радио. Они первые помощники в осуществлении задач по воспитанию детей.
1964 год – пришла работать музыкальным работником Тимофеева Елена Викторовна, веселые, интересные праздники надолго останутся в памяти детей.   
      В 1967 году  сад был награждён за участие в районной выставке цветов удостоверением. Областной комитет защиты мира в 1972 году прислал благодарственное письмо за участие в благородном деле пополнение Советского  фонда мира добровольного взносами денежными. В 1970 г. в коллектив пришла работать Смалькова В.Е. за. д/ садом была Гаврилова В.И., активная, хозяйственная, знающая работу, но проработав  два года, она уступила место Потёмкиной З.И. , которая перестроила работу в д/саду, сделаны преобразования и сад в 1976году  был награждён за активное участие в благоустройстве Почетной грамотой Горисполкома.
    В 1976 году пришла работать воспитатель Суворова Л.С. в  1974 г. Пакулева В.А., в 1979г. – Казинская В.В.  то есть коллектив обновлялся постоянно высококвалифицированными кадрами, работа поднималась на высокий рубеж, всё передовое старались внедрить, большие преобразования  произошли   в хоз. деятельности – строительство пищеблока и прачечной , переоборудованы участки и веранды, приобретены ковры и навая мебель, построены склады и овощехранилище.   
    Всем сердцем приросла к саду, полюбила свою профессию, опытный наставник молодых заведующих, находит контакт с родителями и коллективом, мудра в советах – так отзываются о ней родители.
          Разговаривая с заведующей  о сотрудниках, она тепло отзывается о каждом, бывают недомолвки, но в основном мы делаем  общее дело – любим детей и стараемся , чтоб д/ сад сделать для них вторым домом.
     1979 –80г.г. садик работает под девизом " Опыт лучших – норма каждого". На педсоветах, предметом постоянного обсуждения были вопросы совершенствования учебно – воспитательного процесса, поиски эффективных средств и методов. Развернулось  наставничество, активизированы разные формы внедрения передового опыта, сад включился во всероссийский смотр по охране жизни и здоровья детей. Проводятся родительские конференции, всеобуч родителей. 
     С 1979 года сад является победителем соцсоревнования, награждается грамотами ОБЛОНО и ГОРОНО , денежными премиями, вымпелом- как победителю соцсоревнования. Всё было достигнуто трудом коллектива.
      1980-81 г.г. Улучшению работы способствовал и открытые занятия,  написания рефератов, наложена связь со школами №2 и 5,  составляются планы и обсуждаются вопросы подготовки к школе на общих педсоветах, проходят смотры – конкурсы на лучшую группу, развёртывается соцсоревнование.
     1981-82 г.г.  сад работает над воспитанием нравственных качеств, в работе применяется комплексный подход. Нравственность воспитывается через занятия, улучшения условий, личный пример в труде, через игру, самостоятельную деятельность. Обобщён опыт по математике воспитателя Смольковой В.Е., опыт внедряется в сады "Ленинец и "Берёзка".
     1981 г. объявлено соцсоревнование ДУ города и в  третий раз коллектив является его победителем. Администрация проводит последовательную работу по укреплению материальной базы. Приобретаются учебно – наглядные материалы, в коллективе постоянно проводится работа по повышению кадров.
    В 1983 г. за участие в смотре художественной самодеятиельности за лучшую программу музыкального руководителя Дудко Н.И.  коллектив награждён грамотой и сувениром. По трудовому воспитанию садик  так же был награждён грамотой.
           1985- 86 года – новая программа с учётом новых требований времени. С этой целью поставлены задачи привести  в действие все резервы, активизировав человеческий фактор, добиться, чтобы каждый на своём рабочем  месте трудился  добросовестно, с полной отдачей. Резервы – это кадры. У нас три ветерана труда – Казинская, Суворова, Смалькова. Отличники народного просвещения, 3 комсомольца- Степанова, Яковлева, Сташенко, 4 воспитателя пройдут аттестацию. Правильное планирование, микроклимат , экономия и бережливость, система по оздоровлению и закаливанию, выработка волевых качеств, гимнастика  прочно вошла в нашу жизнь , в результате чего процент заболеваемости уменьшился, улучшилась индивидуальная работа с детьми, выработка устойчивого внимания на занятиях. Задачи трудового воспитания  поставлены во всех группах; дети трудятся на участке с воспитателями,   в результате, за счет выращенного на участке урожая, удалось сэкономить 400 рублей, это большое подспорье в питании и выработке  трудового воспитания у детей.
     В честь 27-го съезда коллектив взял дополнительные обязательства: не допустить не одного рубля задолженности, снизить заболеваемость среди детей, бороться с беспричинными пропусками, каждому воспитателю дать по открытому занятию, освоить все выделенные средства для расширения материальной базы, проводить индивидуальную работу с детьми,  экономить топливо.     Главное – чёткий трудовой ритм, высокое качество работы, внедрение новых методов, бережное использование каждой минуты  и копейки.
      1988-1989г.г. интересно прошел в саду творческий отчёт совпавший с 60-ти летием  детского сада.   Коллектив работоспособный, творческий, ищущий новые формы работы с детьми, общении друг с другом, родителями. Каждое занятие у воспитателя Смольковой – открытое, воспитатель работает на доверии, является руководителем методобъединения, использует в работе наблюдения за личностью (игра, художественное слово, записи, наглядный материал, физминутки и т.д.) всё применяется на занятиях. Человек заслуживает особого внимания, обладает глубокими знаниями теории и методики воспитания.
    Сад работает на доверии, так как люди работают творчески. Какими прекрасными бывают участки; летом  утопают в цветах, зимой   – в фигурках из снега и льда, этим прививается любовь детей к прекрасному – природе. А сколько экскурсий провела  Суворова Л.С. , человек, живущий миром детей, – это и Красный бор, г. Ярославль, Рыбинское водохранилище, музей "Космос" и достопримечательности родного города. Она прививала любовь детей к городу, к людям труда, к природе. Всегда доброжелательна, эмоциональна.
      Коллектив большую работу проводит с родителями, привлекая их к субботникам, к участию в ярмарках. Именно совместная работа даёт желаемый результат воспитания детей.
      В 1989 год. Демократизация и гласность управления ДУ ( новые нетрадиционные подходы, организация самоконтроля, критерий  оценки уровня знаний и умений навыков, дано право работать на полном доверии.
      1990 год. Перестройка ДУ. Одобрена концепция управления дошкольного образования, предусматривающая создание условий для развития  личности  каждого ребёнка, развитие творчества воспитателей. Формы работы разнообразные – занятия подгруппами, больше деловых игр, для  ЧБ – профилактическая работа и точечный массаж. Проводятся конкурсы на лучшую игрушку – самоделку, обращаем внимание на неуверенных детей, воспитатели получили свободу творчества. Уроки – предметы заменяем на уроки – загадки, уроки –диалог, путешествия, введена лечебная гимнастика для ЧБ.
      1991 год. Отказ от ряда укоренившихся стереотипов, через игровую, самостоятельную, совместную, осуществляется учебно – воспитательный процесс и оздоровительный. Педсоветы – в виде деловых игр, КВН, в корне изменился подход к программе, занятия строим с учётом индивидуальных способностей  ребёнка. Разработали комплекс мероприятий по оздоровительной работе ( гимнастика, физкультура, увеличение двигательной активности – ходьба босиком, режим организация каникул весной, осенью, зимой,  туризм, купание.  Группа воспитателя Суворовой Л.С. показала высокий результат по укреплению здоровья, дети меньше болели.  В каникулы, каждый день не был похож на другой; День Дружбы, День природы, День скульптора, Весёлые нотки и др. Главная задача – сближение детей и взрослых, выявление творчества.     На первый план ставится  воспитательные задачи, обучение идёт через игровую деятельность, занятия подгруппами сокращены во времени, вносятся корректировки.
     1993-94 г.г. Сад работает в условиях перестройки. В целях развития личности изменена форма общения с детьми, устанавливаются партнёрские отношения, отошли от учебной модели. В целях свободной и творческой деятельности изменили предметную среду, включили систему ТРИЗа, систему Монтесори, Вальдовскую педагогику.  В физическом развитии – двигательный режим через аэробику, туризм, путешествия по родному краю. Оформление стало кратким, броским, эстетичным.
    1995-1999 г.г. Годы  перестройки.  Детский сад работает в слаженном , отработанном годами, режиме.  Дети получают всё необходимое  для развития и образования. Проводятся оздоровительные и развлекательные  мероприятия. Происходит  незначительная перестановка в кадрах , не хватает квалифицированных кадров. 1998 год – Юбилейный . Детскому саду 70- лет.

      2000-й год. В коллектив вливаются новые кадры. Это воспитатели:
Кононова А.В., Алиева Э.(ныне заведующая д/садом "Калинка " д. Пшеничище), Ерофеева Е.Н. – инструктор по физвоспитанию, которые внесли новую струю в жизнь д/сада.
  Много проведено общественных  мероприятий  по сплочению коллектива (субботники, выезды в театр, походы, культурно – массовые мероприятия),
что положительно сказалось  на  работу.
2001- й год -  после многолетнего добросовестного труда проводили на заслуженный отдых Арбузову Галину Петровну.
  2002-й год . В коллектив д/ сада пришла молоденькая девушка Смирнова Марина Валерьевна   и заступила на должность музыкального руководителя.
2003-й год. – Год Юбилейный. Д/саду " Октябрёнок " исполняется
75-т ЛЕТ.    Празднование этой даты происходит в  ноябре месяце. На праздник приходят  руководители  предприятий,   школ , детских садов, дома культуры.    Торжественная  часть закончилась содержательным, творческим  концертом , который подготовили  сотрудники детского сада  и гости.
Д/ сад  был участником  выставки "Цветочная ярмарка", в рамках фестиваля
"Романовская овца Золотое руно России". Наш коллектив занял  третье место и был награждён Дипломом 3-й степени и памятным подарком.   
2005 – й год. Юбилейный год – 60-т Лет Победы в ВОВ.
В детском саду велась углублённая работа по патриотическому воспитанию.
Был обобщён опыт работы  Кононовой А.В.  по данной теме. Дети подготовительной группы д/сада были участниками митинга у памятника  Защитникам Отечества. Рассказывали стихи и пели песни на  военные темы, запускали белых голубей в небо ( воспитатель Кононова А.В. муз.руководитель – Смирнова М.В.)
2006-й год. В д/саду  использовались новые приёмы  и методы в патриотическом  воспитании  плюс физкультура, плюс работа с семьёй -это туристические походы.
Дети подготовительной  и старшей группы посещали исторические памятники ( Крепостные валы, старый город,  музей под открытым небом, храм Святой Троицы, городской  музей и др. достопримечательности  города)
В  походах организовывали праздники: Пасхи, Троицы , используя русский фольклор, спортивные и народные игры ( Кононова А.В., Смирнова М.В.),
активное участие в организации и проведении походов принимали родители.
2007-й год. Дети подготовительной группы д/сада участвуют  в Районном конкурсе детского творчества. Одно из призовых мест заняла  воспитанница нашего сада – Миронова Валерия (воспитатели – Навоева М.А., Яковлева Л.Л., муз. руководитель- Смирнова М.В.)
Произведён капитальный ремонт крыши здания.
2008-й год. Год Юбилейный . Детскому саду – 80 ЛЕТ!     Чествовали ветеранов труда и сотрудников , вручали грамоты и подарки. В подарок получили от Департамента образования новую эл. плиту  в пищеблок.
Принимали участие в фестивале творчества дошкольников "Звездный дождь", получили  ценный подарок – магнитофон  и игрушки детям.
2009-й год. Поставлены пластиковые окна, проведена вода, установлена канализация, поставлены унитазы.
Новая форма отчётности – публичный доклад заведующей Казинской В.В. для родителей , общественности и сотрудников.
Новые кадры – Шабашова Е.Ю., Петрова Т.В. .
Проведена осенняя ярмарка, при активном участии родителей. Выручено – 6500 руб., на которые приобретена штора с ламбрикеном в музыкальный зал.
2010г. Год Юбилейный – 65 лет  Победы в ВОВ. Проведено открытое мероприятие для методобъединения " Юбилейный День Победы"
.На должность заведующего д/садом заступила Смирнова М.В.
Участвовали в фестивале детского творчества, посвященного 65-й годовщине Победы в ВОВ.
Участвовали в конкурсах :
- по развивающей среде. Заняли первое место среди городских детских садов левого берега, награждены дипломом. Кононовой А.В. была вручена премия  1000 руб., за проявленное творчество.
-  к 1000-летию г.Ярославля. "Мишка – символ Ярославля" в котором принимали участие дети и их родители. Особо отличились дети младшей группы – воспитатель Глебова Е.В..
- к 65-ти летию Победы –" Фотолетопись военных лет" в конкурсе приняла участие заведующий д/садом Смирнова М.В. Была награждена ценным подарком.
Приступили к ремонту лестничных клеток, коридоров, групп и т.д.